Дата публикации: 05.06.2020 15:11
Дата изменения: 05.06.2020 15:14

Меры противодействия коррупции в современном обществе
Под коррупцией чаще всего понимается прямое использование должностным лицом, и не только, прав, связанных с его должностью, в целях обогащения, продажность, подкуп должностного лица, политического деятеля. Для Казахстана коррупция — не вечна и не уникальна. Это известный, повсеместный и понятный вызов, который можно и нужно решать. Успешный опыт многих стран показывает, что коррупции возможно эффективно противостоять. Для этого необходимы:
- Свободные СМИ.
- Независимый суд.
- Правовые механизмы.
Задача государства — обеспечить условия для осуществления этих пунктов. Защищать свободу слова. Обеспечить разделение властей. Заблуждение считать, что коррупцию можно преодолеть жестокостью наказаний. В коррумпированном государстве жестокие наказания становятся репрессиями. Действительно снизить коррупцию возможно только последовательной государственной политикой, шаг за шагом устраняя причины коррупции. Заслоны коррупционным проявлениям создаются, при помощи специальных юридических механизмов, закрепляемых в принимаемых органами власти правовых нормах. Именно при помощи соответствующих норм удается ввести в правовое пространство и внедрить в правоприменительную практику Казахстана новые эффективные инструменты антикоррупционной деятельности.
Главными направлениями противодействия коррупции должны стать:
– антикоррупционная экспертиза законодательства;
– информационная открытость;
– ратификация Конвенции ООН против коррупции;
– разделение бизнеса и власти;
– административная реформа и отставки;
– гарантии общественного контроля;
– реформа государственных закупок;
– защита заявителя о коррупции;
– борьба с «отмыванием» денежных средств через офшоры;
– институт провокации взяток;
– общественные инициативы.
Антикоррупционная экспертиза законодательства должна проводиться в отрытом режиме с возможностью для экспертов присылать предложения и замечания.
Эффективное противодействие коррупции напрямую зависит от информационной открытости (прозрачности) органов государственной власти, местного самоуправления и компаний с их участием. Предоставить субъектам общественного контроля право получать обобщающие выписки о недвижимости, воздушных и водных судах, принадлежащих конкретных лицам (без персональных данных таких лиц). На сегодня проблему также составляет отсутствие данных о родственных связях публичных должностных лиц. Без подобной информации сложно установить наличие конфликта интересов или протекционизма в отношении родственников. Подобная информация также должна раскрываться в интересах противодействия коррупции.
Таким образом, анализ позволяет выявить следующую закономерность: «противодействие коррупции успешно осуществляется там, где власть прозрачна, где есть политическая конкуренция и независимая пресса