Дата публикации: 14.09.2021 12:33
Дата изменения: 14.09.2021 12:34

Правила проведения радиационного контроля органами государственных доходов через государственную границу РК

 

Радиационный контроль, возложен на таможенные органы в соответствии с Кодексом РК «О таможенном регулировании РК» (пп 2, п 15, ст. 291) и осуществляется должностными лицами ОГД, расположенными в пунктах пропуска и иных местах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, с использованием технических средств радиационного контроля в автоматическом либо ручном режиме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 402 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" утверждены Правила проведения радиационного контроля (Приказ МФ РК от 5 февраля 2018 года № 121).

Радиационный контроль – проверка уровня ионизирующего излучения, исходящего из товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, и сравнение его с естественным фоном в целях обеспечения безопасности для населения и окружающей среды.

Радиационный контроль товаров и транспортных средств один из видов таможенного контроля, проводимый в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС, который осуществляется в целях радиационной безопасности населения на таможенной территории ЕАЭС и РК в соответствии с законодательством ЕАЭС и РК.

Для радиационного контроля органы государственных доходов используют стационарные и переносные системы радиационного контроля РВ, адаптированные к местности зоны деятельности органа государственных доходов.

С учетом типа используемой аппаратуры радиационный контроль в пунктах пропуска и иных местах через таможенную границу Евразийского экономического союза в рамках таможенного контроля состоит из следующих этапов:

1) первичный радиационный контроль;

2) дополнительный радиационный контроль;

3) углубленное радиационное обследование;

4) экспертиза.

Целью первичного радиационного контроля является оперативное выявление и выделение из потока товаров и транспортных средств объектов с повышенным (по отношению к естественному радиационному фону) уровнем дозы излучения (далее – объекты), который осуществляется должностными лицами органов государственных доходов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля и осуществляющими таможенный досмотр.

В целях первичного радиационного контроля используется автоматизированные системы радиационного контроля РВ (далее – АСРК РВ) – стационарной аппаратуры обнаружения РВ, а при ее отсутствии или неисправности – переносной аппаратуры радиационного контроля.

Выявленные в ходе проведения первичного радиационного контроля объекты с повышенным уровнем дозы излучения выделяются из общего потока товаров и транспортных средств. Выделенные объекты размещаются на определенном должностным лицом органа государственных доходов участке зоны таможенного контроля (открытая площадка, отдельное помещение, удаленном от общей массы товаров и транспортных средств на расстояние не менее 20 метров) для проведения дополнительного радиационного контроля с выставлением предупредительных знаков радиационной опасности, отчетливо видимых с расстояния не менее 3 метров.

В случае срабатывания стационарной аппаратуры обнаружения РВ по нейтронному каналу дальнейшие действия должностного лица органа государственных доходов по локализации и идентификации источников ионизирующего излучения осуществляются с использованием измерительных средств АСРК РВ, имеющих детекторы нейтронного излучения.

Основаниями для проведения дополнительного радиационного контроля товаров и транспортных средств являются:

1) результаты первичного радиационного контроля;

2) получение оперативной информации от субъектов оперативно-розыскной деятельности;

3) результаты проверки товаросопроводительных документов;

4) выявление признаков наличия РВ и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в том числе обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров (упаковок).

Целями дополнительного радиационного контроля являются:

1) выяснение причин срабатывания аппаратуры обнаружения РВ;

2) поиск и локализация объектов, имеющих повышенный уровень дозы излучения, измерение радиационных характеристик объекта по гамме и нейтронному излучениям без вскрытия упаковки или транспортного средства;

3) оценка степени радиационной опасности объекта.

Дополнительный радиационный контроль осуществляется в течение суток прошедшими специальную подготовку должностными лицами органов государственных доходов.

Для проведения дополнительного радиационного контроля используется прошедшая государственную поверку дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.

Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых емкостей при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем дозы излучения производится в строгом соответствии с требованиями Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности", утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 261 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11205) (далее – Санитарные правила), и Гигиенических нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности", утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 155 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10671) (далее – Гигиенические нормативы). Вскрытие упаковок не допускается.

В ходе проведения дополнительного радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности выполняются следующие требования:

1) объект с повышенным уровнем дозы излучения перемещается на расстояние, не менее 20 метров от жилых и служебных помещений;

2) время пребывания должностных лиц органов государственных доходов вблизи объекта с повышенным уровнем дозы излучения должно быть ограничено;

3) наличие предупредительных знаков радиационной опасности, отчетливо видимых с расстояния не менее 3 метров, на выставленном ограждении.

Дополнительный радиационный контроль товаров и транспортных средств, проводятся в следующем порядке:

Измерение объекта с повышенным уровнем дозы излучения, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер) и заполненного однородным грузом (щебенка, порошок, мелкие детали), проводится по средней линии (по высоте) длинной боковой стенки объекта в поисковом режиме по всему периметру.

В точке, где показания прибора максимальны, измерения проводятся в серединах промежутков между ней и двумя соседними точками измерений. Эта процедура повторяется несколько раз, пока не определится положение по линии измерений точки, в которой значение измеряемой величины максимально. Для этой точки аналогичная процедура измерений проводится также в вертикальном направлении.

Аналогичная процедура проводится и для противоположной боковой поверхности. Если максимальное и минимальное показания прибора в этой серии измерений отличаются друг от друга более чем в 10 раз, делается предположение, что источник радиации имеет локальный характер и расположен в месте обнаруженного максимума измеряемой величины. Если максимум и минимум величины отличаются более чем в 2 раза, источник радиации следует считать распределенным по всему объему обследуемого объекта. В промежуточных случаях размеры источника радиации следует считать сравнимыми с размерами объекта.

После установления наличия радиоактивного источника в объекте и оценки степени его локализации, измеряется мощность дозы гамма-излучения, плотность потока нейтронов, плотность поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета- излучающими радионуклидами в точке максимума на поверхности объекта.

Если объект имеет небольшие размеры (чемодан, сумка), то следует убедиться, что на его поверхности действительно имеется повышенный уровень дозы излучения. Определить точку, в которой он максимален, и измерить в ней мощность дозы гамма-излучения, плотность потока нейтронов и уровень поверхностного загрязнения альфа-, и бета-излучающими радионуклидами.

По результатам дополнительного радиационного контроля незамедлительно принимается одно из следующих решений:

1) о проведении углубленного радиационного обследования;

2) о пропуске товара через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Основанием для проведения углубленного радиационного обследования являются результаты дополнительного радиационного контроля, подтверждающие повышенный уровень дозы излучения обследуемого объекта и наличие в нем РВ.

Критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования, является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Низм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,2 Нф, то есть

Низм = 0,2+Нф

где, Низм - величина среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения, мкЗв/ч, которая рассчитывается по формуле:

Низм..= 1/3 Низм.i, (при i=3)

где, Низм..i - значение мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта при i-том измерении, мкЗв/ч;

Нф - значение мощности дозы гамма-излучения естественного фона, измеренного в зоне таможенного контроля, мкЗв/ч.

Данный критерий реагирования предназначен для товаров, содержащих естественные природные радионуклиды, к которым относятся следующие товары: строительные материалы (песок, глина, гравийная масса, гранитная масса, щебень, инертные материалы, кирпич, керамзит, железобетонные изделия, металлолом, лес), химические удобрения, промышленная продукция тяжелой и легкой промышленности, пищевая продукция (отечественная и зарубежная), сельхозпродукция и дополнительные группы материалов. Для прочих товаров не содержащих естественные природные радионуклиды, критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования, является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Низм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,2 Нф., то есть Низм. > = 0,2+Нф. и/или наличие поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета- излучающими нуклидами, превышающего допустимые уровни, установленные Санитарными правилами и Гигиеническими нормативами.

Критерием реагирования, определяющим проведение углубленного радиационного обследования по локализации и идентификации источников с повышенным уровнем плотности потока нейтронных излучений, является превышение допустимых значений, установленных Санитарными правилами и Гигиеническими нормативами.

Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и первичная идентификация РВ, содержащихся в обследуемом объекте.

Углубленное радиационное обследование осуществляется уполномоченными должностными лицами на проведение радиационного контроля по согласованию с территориальными подразделениями ведомствами уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в течение суток, при превышении мощности экспозиционной дозы 1мкЗв/ч.

Для проведения углубленного радиационного обследования используется прошедшая государственную поверку спектрометрическая и радиометрическая аппаратура.

Поиск и локализация источника излучения производится с помощью радиометрической аппаратуры в поисковом режиме.

Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест и упаковки при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем дозы излучения осуществляется в соответствии с Санитарными правилами.

Проведение углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств предусматривает следующий порядок.

Измерение объекта, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер) и заполненного грузом в грузовой емкости (коробки, ящики, канистры), проводится на всей поверхности каждой грузовой емкости.

Предположением того, что радиоактивный источник содержится именно в данной грузовой емкости, может служить уменьшение показаний прибора при удалении его от найденного объекта на расстояние, равное не менее чем четырем максимальным поперечным размерам объекта.

Если грузовая емкость достаточно велика, с целью максимально возможной локализации радиоактивного источника в пределах выявленного объекта и определения максимальных значений плотности потока нейтронов и мощности дозы гамма-излучения на ее поверхности, а также поверхностного загрязнения альфа- и бета-излучающими радионуклидами, проводятся дополнительные измерения по вышеописанной схеме.

После локализации источника излучения в обследуемом объекте проводят первичную идентификацию содержащихся в нем радиоактивных веществ. Сначала определяют, имеется ли на поверхности объекта регистрируемое нейтронное излучение (если локализация велась по гамма-излучению). Для этого в точке абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения измеряют плотность потока нейтронов. Если же локализация источника велась по нейтронному излучению, то в точке его абсолютного максимума измеряется мощность дозы гамма-излучения.

Наличие заметного нейтронного излучения (в 2 или 3 раза превышающее фоновое) свидетельствует о вероятности присутствия в составе обследуемого объекта делящихся материалов.

В случае отсутствия на поверхности объекта фиксируемого потока нейтронов, при наличии переносного гамма-спектрометра или радиометра со спектрометрическим каналом, проводят гамма-спектрометрическое обследование объекта без вскрытия упаковки. Датчик устанавливают на специальном штативе против точки абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения вплотную к поверхности объекта или на некотором расстоянии от нее, обеспечивающем нормальную работу спектрометра. Выбор времени набора спектра, зависящий от интенсивности излучения и чувствительности спектрометра, должен обеспечивать получение достаточных статистических данных для надежной идентификации радионуклидов.

По результатам углубленного радиационного обследования незамедлительно принимается одно из следующих решений:

1) о немедленном вывозе товара с таможенной территории Евразийского экономического союза при ввозе, либо о запрете вывоза товара с таможенной территории Евразийского экономического союза в случае перемещения товара за пределы территории Евразийского экономического союза;

2) о передаче товара на экспертизу;

3) о пропуске товара через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Экспертиза радиационного груза проводится в соответствии с Кодексом и на основании решения органа государственных доходов о назначении таможенной экспертизы товаров и транспортных средств, оформленное по результатам углубленного радиационного обследования товара, или отправляется на проведение лабораторных исследований для определения удельной активности радионуклидов на соответствие Санитарным правилам в территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Передача объектов на экспертизу и его транспортировка осуществляется под контролем уполномоченных должностных лиц органов государственных доходов на проведение радиационного контроля с соблюдением Санитарных правил.

Результаты экспертизы/лабораторных исследований вносятся в Журнал.

По получению результатов экспертизы/лабораторных исследований органом государственных доходов в течение суток принимается решение:

1) о возбуждении дела об административном правонарушении или производстве дознания по уголовным делам;

2) о пропуске товара в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза;

3) о немедленном вывозе товара с таможенной территории Евразийского экономического союза при ввозе, либо о запрете вывоза товара с таможенной территории Евразийского экономического союза в случае перемещения товара за пределы Евразийского экономического союза.