
Согласно статьи 50 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» государственными служащими при исполнении своих государственных функции не допускается принятие подарков от зависимых по службе лиц: от подчиненных, от государственных лиц других организации, от налогоплательщиков (физических и юридических лиц) обратившихся с заявлениями, за покровительство, за попустительство по службе и.т.д.
В соответствии со ст.12 Закона РК «О противодействии коррупции» антикоррупционные ограничения это принятие подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
За несоблюдение данного ограничения, государственные служащие подлежат привлечению к дисциплинарной, административной, а в отдельных случаях и уголовной ответственности.
Согласно постановления Верховного Суда от 27 ноября 2015 года за № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений» под входящими в служебные полномочия действиями государственного служащего (должностного лица) следует понимать такие действия, которые оно имеет право и обязано совершать в пределах служебной компетенции.
При исполнении своих полномочий получение должностным лицом денежных средств или иных ценных подарков за совершение или за благоприятное решение вопросов , за покровительство или попустительство по службе должно расцениваться как получение взятки.
Из этого следует, что государственные служащие не вправе принимать подарки вне зависимости от вида, количества, стоимости и иных характеристик (торты, конфеты, сувенирные изделия и др.) от подчиненных или иных лиц, на которых распространяется его служебные полномочия не зависимо на причины их дарения это либо (дни рождения (юбилеи), праздничные даты, покровительство по службе, трудоустройства и др). так же дарить подарки и оказывать не служебные услуги лицам для получения имущественных и иных выгод, благ и преимуществ.
Принятие подарков должностным лицом при исполнении государственных функции может стать основанием для привлечения данного лица к уголовной или к административной ответственности. Если стоимость полученного подарка менее 2 МРП или 5050 тенге при отсутствии предварительной договоренности не является преступлением в силу малозначительности, но однако это влечет административную ответственность согласно статьи 677 КоАП « Получение незаконного материального вознаграждения» где сумма штрафа составляет - 600 МРМ или 1515000 тенге а так же дисциплинарную ответственность последствием которого увольнение по отрицательным мотивам.
При этом законодательство не делает разграничений, ответственность могут понести как получатели подарка, так и преподносящие подарок лица.
В соответствии с Законом «О государственной службе Республики Казахстан» следует отметить, что данное ограничение не распространяется на врученные государственному служащему ценные и иные подарки в качестве поощрения при исполнении государственных функции.
Подарки (деньги, сувениры и т.д) поступившие без ведома госслужащего или переданные (врученные) публично или во время официальных мероприятий подлежат добровольной сдаче в специальный фонд в течение 7 календарных дней.
Сдача подарка осуществляется по акту описи, оценки и (или) приема-передачи имущества, составляемому уполномоченным органом или МИО по установленной форме, с приложением лицом письменного уведомления о выкупе либо об отказе в выкупе (далее – уведомление).
Уведомление должно содержать следующие сведения:
- наименование уполномоченного органа или МИО (местные исполнительные органы);
- Ф.И.О. лица, сдающего подарок, его должность, место работы, контактные данные;
- наименование подарка, его количество и краткая характеристика;
- информация о согласии выкупить подарок либо об отказе от выкупа.
При этом, в случае выкупа подарка на уведомлении вышестоящим должностным лицом делается отметка о согласовании выкупа (Ф.И.О., должность, подпись, заверенная печатью).
При сдаче лицом подарка, МИО в течение 5 рабочих дней направляет соответствующее уведомление в уполномоченный орган. Подарки, сданные в МИО, подлежат передаче уполномоченному органу для организации учета, хранения и оценки в вышеуказанный срок.
В течение 7 календарных дней после получения уполномоченным органом соответствующего уведомления от лица, сдавшего подарок, уполномоченным органом производится оценка подарка и заключается договор купли-продажи с указанным лицом.
При этом, срок проведения оценки и заключения договора купли-продажи по подаркам, сданным лицами в МИО, исчисляется с момента получения соответствующего уведомления от местного исполнительного органа.
Уполномоченный орган вправе произвести реализацию подарка из специального государственного фонда третьим лицам только после письменного отказа от выкупа лицом, сдавшим подарок.
В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 472 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» за неполную и (или) несвоевременную передачу в уполномоченный орган имущества в виде подарков, если эти деяния не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административно-правовая ответственность.
Территориальное подразделение Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК
№ п/п |
Наименование |
Адрес |
1 |
Алматинский департамент государственного имущества и приватизации Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан Отдел по работе с имуществом, поступившим по отдельным основаниям |
040000, г. Талдыкорган, ул. Биржан сал, 130/132 8-7282-24-24-91
|
Из этого следует, что государственные служащие обязаны исполнять свои служебные полномочия в пределах служебной компетенции и не совершать проступки дискредитирующие государственного служащего.
Сотрудники органов государственных доходов при исполнении своих государственных функции обязаны своевременно и эффективно помогать налогоплательщикам в соблюдении их законных требований; соблюдать сроки и повышать качество оказание государственных услуг; всегда показывать терпеливое и уважительное отношение к налогоплательщикам в любых ситуациях; представлять налогоплательщикам информацию для добровольного и своевременного выполнения налоговых обязательств; не дискриминировать налогоплательщиков по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждении, места жительства или по любым иным обстоятельствам; не допускать бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращении налогоплательщиков; не требовать от налогоплательщиков за оказание государственных услуг каких-либо вознаграждении.