Date of publication: 07.03.2019 11:32
Date of changing: 07.03.2019 11:32

Согласно статьи 50 Закона «О государственной службе Республики Казахстан» государственными служащими при исполнении своих государственных функции не допускается  принятие подарков от  зависимых по службе лиц:  от подчиненных, от государственных лиц других организации,  от налогоплательщиков (физических и юридических лиц) обратившихся с заявлениями, за покровительство, за попустительство по службе и.т.д.

 В соответствии со ст.12  Закона РК «О противодействии коррупции» антикоррупционные ограничения это принятие подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

За несоблюдение данного ограничения, государственные служащие подлежат привлечению к дисциплинарной, административной, а в отдельных случаях и уголовной ответственности.

Согласно постановления Верховного Суда от 27 ноября 2015 года за № 8 «О практике рассмотрения некоторых коррупционных преступлений»  под входящими в  служебные полномочия  действиями  государственного служащего (должностного лица) следует понимать такие действия, которые оно имеет право и обязано совершать в пределах  служебной компетенции.

 При исполнении своих полномочий получение должностным лицом  денежных средств или иных ценных подарков за совершение  или  за благоприятное решение  вопросов , за покровительство или попустительство по службе должно расцениваться как получение взятки.

Из этого следует,  что государственные служащие  не вправе принимать подарки  вне зависимости от вида,  количества, стоимости и иных характеристик (торты, конфеты, сувенирные изделия и др.) от подчиненных или иных лиц, на которых распространяется  его служебные полномочия не зависимо  на причины  их дарения это либо  (дни рождения (юбилеи),  праздничные  даты, покровительство по службе,  трудоустройства и др). так же дарить подарки и оказывать не служебные услуги  лицам  для получения имущественных и иных выгод, благ и преимуществ.

Принятие подарков  должностным лицом при исполнении  государственных функции  может стать основанием для привлечения данного лица к уголовной  или к административной ответственности. Если стоимость полученного подарка  менее 2 МРП или 5050 тенге при отсутствии предварительной договоренности не является преступлением в силу малозначительности, но однако  это влечет административную ответственность  согласно статьи 677 КоАП « Получение незаконного материального вознаграждения»  где сумма штрафа составляет  - 600 МРМ или 1515000 тенге а так же  дисциплинарную ответственность  последствием которого увольнение по отрицательным мотивам.

При этом законодательство не делает разграничений, ответственность могут понести как получатели подарка, так и преподносящие подарок лица.

В соответствии  с Законом «О государственной службе Республики Казахстан»  следует отметить, что данное ограничение не распространяется на  врученные государственному служащему  ценные и иные подарки в качестве поощрения при исполнении  государственных функции.

 Подарки (деньги, сувениры и т.д)  поступившие без ведома госслужащего или переданные (врученные) публично или во время официальных мероприятий подлежат добровольной сдаче в специальный фонд в течение 7 календарных дней.

Сдача подарка осуществляется по акту описи, оценки и (или) приема-передачи имущества, составляемому уполномоченным органом или МИО по установленной форме, с приложением лицом письменного уведомления о выкупе либо об отказе в выкупе (далее – уведомление).

Уведомление должно содержать следующие сведения:

- наименование уполномоченного органа или МИО (местные исполнительные органы);

-    Ф.И.О. лица, сдающего подарок, его должность, место работы, контактные данные;

-          наименование подарка, его количество и краткая характеристика;

-         информация о согласии выкупить подарок либо об отказе от выкупа.

При этом, в случае выкупа подарка на уведомлении вышестоящим должностным лицом делается отметка о согласовании выкупа (Ф.И.О., должность, подпись, заверенная печатью).

При сдаче лицом подарка,  МИО в течение 5 рабочих дней направляет соответствующее уведомление в уполномоченный орган. Подарки, сданные в МИО, подлежат передаче уполномоченному органу для организации учета, хранения и оценки в вышеуказанный срок. 

В течение 7 календарных дней после получения уполномоченным органом соответствующего уведомления от лица, сдавшего подарок, уполномоченным органом производится оценка подарка и заключается договор купли-продажи с указанным лицом.

       При этом, срок проведения оценки и заключения договора купли-продажи по подаркам, сданным лицами в МИО, исчисляется с момента получения соответствующего уведомления от местного исполнительного органа.

         Уполномоченный орган вправе произвести реализацию подарка из  специального государственного фонда третьим лицам только после письменного отказа от выкупа лицом, сдавшим подарок.

 

           В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 472 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» за неполную и (или) несвоевременную передачу в уполномоченный орган имущества в виде подарков, если эти деяния не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административно-правовая ответственность.

 

 

                                                                                                                 

Территориальное подразделение Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК

 

№ п/п

Наименование

Адрес

1

Алматинский департамент государственного имущества и приватизации Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан

Отдел по работе с имуществом, поступившим по отдельным основаниям 

040000,

г. Талдыкорган,

ул. Биржан сал, 130/132

8-7282-24-24-91

 

 

Из этого следует, что государственные служащие обязаны исполнять свои служебные полномочия в пределах служебной компетенции и не  совершать проступки  дискредитирующие  государственного служащего.

 Сотрудники органов государственных доходов при исполнении своих  государственных функции обязаны своевременно  и эффективно  помогать налогоплательщикам  в соблюдении их законных требований;  соблюдать сроки и повышать качество оказание государственных услуг;  всегда показывать терпеливое и уважительное отношение к налогоплательщикам в любых ситуациях; представлять налогоплательщикам  информацию для добровольного  и своевременного выполнения налоговых обязательств; не дискриминировать налогоплательщиков  по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка,  отношения к религии, убеждении, места жительства или по любым иным обстоятельствам;  не допускать бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращении налогоплательщиков; не требовать от налогоплательщиков за оказание государственных услуг каких-либо вознаграждении.