Дата публикации: 20.01.2022 14:48
Дата изменения: 20.01.2022 14:51

Цифровизация деятельности органов государственных доходов

 

Сегодня цифровые технологии играют важную роль для развития экономики стран.  Основная цель государственной программы «Цифровой Казахстан» – расширить цифровую экосистему, чтобы достичь устойчивого экономического роста, повысить конкурентоспособность экономики и нации, улучшить качество жизни населения.

В целях увеличения производительности действующих бизнес-процессов, сокращения времени обработки реестров банков, НАО «Госкорпорации Правительство для граждан», Комитета Казначейства проведена миграция ИС ЦУЛС на виртуальные сервера, выведены на микросервисную архитектуру бизнес-процессы по приему и разноски платежей. Что позволило сократить время обработки реестров с 5-6 часов до 1,5 часов и сократить время обработки платежей с 5 часов до 1 часа.

Продолжается дальнейшая модернизация информационных систем Комитета государственных доходов, по повышению функциональности ИС Астана-1 по таможенным операциям, внедряются программы ИБД (интегрированная база данных), ИСНА (Интегрированная система налогового администрирования). Внедрение и модернизация всех этих систем позволит значительно уменьшить административные затраты, повысит эффективность налогового и таможенного администрирования.

  Запущено мобильное приложение «Налоговый кошелек» eSalyq-Azamat,  где физические лица и ИП имеют возможность альтернативной оплаты налогов путем пополнения «Налогового кошелька». Кроме того имеется возможность просмотреть данные по имеющимся объектам налогообложения по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства, а также направить электронные заявки в уполномоченные гос.органы на корректировку данных по объектам налогообложения. Данный сервис предоставляет налогоплательщику информацию о его текущих и предстоящих обязательствах с бюджетом. Деньги из «Налогового кошелька» автоматически зачисляются на соответствующие налоги, по которым возникли налоговые обязательства. При этом реквизиты оплаты налогов заполняются автоматически без указания их налогоплательщиком, что обеспечивает их гарантированную доставку. Реализован сервис корректировки данных по объектам налогообложения по земельным участкам.

Внедряется «Интегрированная база данных» (ИБД) цель, которой создание новой централизованной, актуализированной базы данных для аккумулирования данными информационных систем КГД (прием, обработка, хранение, актуализация и аналитика данных). ИБД позволит автоматизировать процессы получения актуальных сведений от уполномоченных органов, сконцентрированных в единой информационной базе данных, формировать пред заполнение деклараций с выявлением расхождений, формах налоговой и иной отчетности.

«Интегрированная система налогового администрирования» (ИСНА) затрагивает изменение архитектуры и модернизацию 7 существующих систем КГД, которые в результате слияния будут представлены в одной системе.

В рамках ИС «Электронные счета-фактуры» внедрены электронные сопроводительные накладные на товары, акты выполненных работ, договора, расширен перечень товаров в модуле «Виртуальный склад».

По программе «Электронная таможня», состоит из двух проектов «АСТАНА-1» и «Единое окно» - программа автоматизации реестровой деятельности в информационной системе «Единое окно по экспортно-импортным операциям».  В этом году запланирована доработка обязательств 2019 года и модификация системы с учетом международных требований в рамках ЕАЭС.

Проводится цифровизация специальных налоговых режимов, посредством создания удобного мобильного приложения E-salyk-Business, который позволит предпринимателям пройти онлайн-регистрацию в качестве ИП, выдавать чеки, производить авторасчет на основании чеков и банковских переводов, уплачивать налоги и соцплатежи, получать справки, а также другие необходимые документы для ведения бизнеса.

Наиболее важной тенденцией стало предоставление государственных услуг в цифровом формате по умолчанию. Мы шли к этому с 2000-х годов прошлого, когда ушли от бумажных деклараций и сделали качественный скачок.

В 2021 году наиболее востребованные государственные услуги – прием налоговой отчетности, выдача сведений об отсутствии задолженности и получение выписки, продолжали оставаться самыми востребованными и представляются, как и ранее в 99 процентах в электронном виде.

Все выполняемые работы по цифровизации налоговой и таможенной сферы деятельности КГД улучшает качество государственных услуг, что создает благоприятную бизнес–среду, снижает административные барьеры для бизнеса и населения нашей страны, делает систему государственных доходов более доступной, понятной и прозрачной для понимания, что в конечном счёте повышает экономическую безопасность нашей страны.