На сегодняшний день существует три уровня бюджета. Это государственный, республиканский и районный бюджеты. Согласно 98 шага Плана нации предусмотрено внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления на уровне сельского округа, аула, села, поселка, города районного значения – 4 уровень.
Так, Законом Республики Казахстан от 11 июля 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам развития местного самоуправления» глава 8 Бюджетного кодекса дополнена статьей 52-1, предусматривающей распределение поступлений в бюджет между бюджетами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, в том числе налоговые поступления в бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа:
- индивидуальный подоходный налог по доходам, не облагаемым у источника выплаты, физических лиц, зарегистрированных на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа (КБК 101202);
- налог на имущество физических лиц, имущество которых находится на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа (КБК 104102);
- земельный налог на земли населенных пунктов с физических и юридических лиц, земельный участок которых находится в городе районного значения, селе, поселке (КБК 104302);
- налог на транспортные средства с физических и юридических лиц, зарегистрированных в городе районного значения, селе, поселке (КБК 104401, КБК 104402).
Данные новшества повысят прозрачность работы государственных органов и будут способствовать развитию местного самоуправления.
Во-первых, в связи с переходом и созданием 4 уровня бюджета каждый аким сельского округа будет заинтересован в своевременной регистрации и перерегистрации каждого объекта на своей территории, будет вестись тщательный контроль за предпринимательской деятельностью. Будут искоренены факты осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в органах налоговой службы.
Во-вторых, благодаря самостоятельному бюджету, акимы смогут улучшить условия жизни налогоплательщиков, путем облагораживания территории, строительства дорог и многое другое.
Значимым вопросом перехода на МСУ является дробление индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты в разрезе сельских округов. В связи с чем, возникла необходимость внесения дополнений в восемь форм налоговой отчетности в части обеспечения поступлений в самостоятельные бюджеты местного самоуправления (далее- МСУ) (добавлено новое поле «БИН акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов») и, соответственно, в правила их составления.
Отдел «Центра по приему
и обработке информации
индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц» УГД по Енбекшиказахскому району